Исторя Бхаратанатьям

История Бхаратанатьям

Бхаратанатьям – это один из древнейших стилей танца в Индии, положивший начало многим другим. Само слово "Бхаратанатьям" состоит из двух частей: Бхарата - Индия и Натья - танец, что означает индийский танец. Этот классический танец возник в штате Тамил Наду, в Южной Индии примерно 5000 лет назад. Источником его вдохновения считаются скульптуры древнего храма в г. Чидамбараме. Эти скульптуры визуализируют 108 Каран, или 108 основных танцевальных па, запечатлённых в момент своей кульминации. В индуистских храмах божеству предлагают 16 форм гостеприимства. Танец является одной из этих 16-ти форм, и традиционно этот вид танца исполнялся Девадаси - прислужницами Богов или храмовыми танцовщицами. Девадаси были девушками, посвятившими свою жизнь служению храмовому божеству, и их выступления были неотъемлемой частью храмовых и придворных ритуалов.

Нынешняя форма Бхаратанатьяма, такая, какой мы знаем её сегодня, была описана четырьмя братьями: Чинная, Панная, Вадивелу и Сиванандам в начале 19-го столетия во времена правления Британской империи и их танцевальные композиции составляют основную часть практикующегося в наши дни стиля Бхаратанатьям, но несмотря на все усилия, этот вид искусства исчез на некоторое время, что связывают именно с колониальным правлением. Возрождение стиля началось в 30-х годах 20-го века благодаря таким Девадаси, как легендарная Баласарасвати, которых стали приглашать на выступления перед элитой индийского общества и первой представительницей высокообразованной элиты, стала Рукмини Деви Арундейл, которая впоследствии придала этому стилю завершённый вид, создав первую в Индии школу по изучению Бхаратанатьяма под названием "Калакшетра", ныне находящуюся в Ченнаи. Сегодня мы, как и множество ценителей индийской культуры, можем насладиться прекрасным опытом изучения и созерцания этого поистине божественного искусства, ставшего широко известным не только в Индии, но и во всём мире.

Рукмини Деви

Рукмини Деви

Создание школы танца в Калакшетре

Фрагмент из книги "Рукмини Деви о себе"


в переводе Савельевой Натальи, полный вариант книги доступен на http://nasa2000.livejournal.ru
Все права собственности на книгу принадлежат организации Kalakshetra Foundation.

...Шаг за шагом мы очень дешево (по 15000 рупий за акр) скупили около 60 акров земли в Тируванмайюре. Проблема была в том, что они не составляли единый кусок. Были небольшие участки, которые разбивали наши владения, их хозяева взвинтили цены, узнав о том, как нам нужна эта земля. Но надо было что-то делать. Каким-то образом нам удалось все расставить по местам, и у нас получился единый кусок общей площадью около 100 акров.

Но нормальной проезжей дороги, ведущей к участку, не было. Нам пришлось долго оббивать пороги Корпорации Мадраса, чтобы добиться успеха в данном деле. В то время этот район был за чертой города, это было причиной возникновения множества практических проблем. Понемногу мы перевозили наши подразделения. Сначала переехало подразделение Ручных ремесел, так как мы получили грант от Комиссии по ремеслам на постройку здания для проведения исследований в области натуральных красителей.

Открытие кампуса в Тируванмайюре

Открытие кампуса в Тиванмайюре

Студентов в Калакшетре тогда было немного. Курсы изящных искусств требовали внимания и индивидуального подхода, поэтому у нас всегда было ограниченное число студентов, но школа все росла, и нам нужны были общежития для студентов. Всего студентов было около тысячи, причем половина из них нуждалась в общежитиях.

Мама Рукмини Деви Шешаама закладывает первый камень в фундамент общежития

Мама Рукмини Деви Шешаама закладывает первый камень в фундамент общежития

Также было необходимо построить павильоны для занятий. Хотя коттеджи с тростниковой крышей было легко строить, и выглядели они прелестно, они оказались дорогостоящими с точки зрения длительного использования, так как каждый год требовали обновления. Также всегда были угрозы воровства, пожара, прихода урагана. У нас было несколько правительственных грантов, но их нельзя было использовать для строительства общежитий и домов. В нашей системе Гурукула большинство преподавателей жили на территории школы, мне не хотелось нарушать эту древнюю традицию. Единственным большим зданием на территории школы в то время был Памбам Свами Матам (храм священного змея?). Нам разрешили использовать четыре комнаты, которые были достаточно большими, у нас появилась база для начала работ. Мы все проливали пот и кровь на строительстве нового кампуса. Без преданности моих работников я бы ничего не смогла сделать.

Самый первый танцевальный коттедж с тростниковой крышей

Самый первый танцевальный коттедж с тростниковой крышей

Я принесла небольшой росток великого баньяна из Теософского общества, и 1-го января 1951 года мы устроили маленькую церемонию его посадки в нашем кампусе. Из многих уголков мира приехало множество наших друзей.

Церемония посадки баньянового дерева, которое сейчас высится в самом сердце Калакшетры

Церемония посадки баньянового дерева, которое сейчас высится в самом сердце Калакшетры

Вся земля в кампусе была голой, за исключением нескольких саженцев, которые мы сажали время от времени. Это был большой песочный пляж, без единого клочка зелени, и только море освежало нас и спасало от жарких солнечных лучей. Но у меня все время было чувство присутствия чего-то благословенного, поэтому я не теряла надежду. Думаю, что она была мне необходима, потому что все препятствия, которые могли возникнуть в нашей работе, не минули нас. Однажды пожар уничтожил офисное здание, которое мы построили на территории Теософской школы. Были уничтожены многие документы. Нашей гордостью был театр, к нашему несчастью он был уничтожен ураганом. Было так много других трудностей – юридических разбирательств, а превыше всего – недостаток рабочей силы и финансирования. И даже при всем при этом, место явно испытывало на себе благотворное влияние. Деревья, посаженные нами, росли с удивительной скоростью. Учителя и студенты все вместе работали на прокладке дорог, - любовь и забота, которую они вложили в своей труд, заставили пустыню зацвести в прямом смысле этого слова.

Cтуденты работают на прокладке дороги

Студенты работают на прокладке дороги

Сам характер школы менялся. После выхода из тени Теософского общества Калакшетра приобрела самостоятельность – как и хотел д-р Арундейл. Вместе с этим и моя роль в республике становилась все заметнее. Я никогда не забуду поддержку и помощь, которую получила от таких известных людей, как С.П. Рамасвами Айер, Неру, Радакришнан и пр. Благодаря их влиянию и поддержке многие вещи, которые казались невозможными, были воплощены в жизнь. Эта поддержка и одобрение общества до сих пор являются нашим величайшим ресурсом.

В 1952 году меня выдвинули в Раджья Сабху. Когда первый министр Мадраса прислал мне письмо, моим первым порывом было отказаться. Я не знала, что за работу придется делать. У меня было и так достаточно проблем по постройке Калакшетры, которая требовала постоянного внимания. Поэтому я отправилась к первому министру и спросила, требует ли эта работа полной занятости. Он ответил: «Не бойтесь. Вам нужно будет ездить в Дели дважды в год, может быть, придется остановиться там на месяц. Это все. И я дам вам один совет – не относитесь к этому слишком серьезно! Поезжайте когда хотите, но это очень хороший шанс для вас и вашего дела, вы сможете провести многие дорогие вашему сердцу проекты». Также я спросила Раджаджи. Он ответил: «Обязательно соглашайтесь. Вы сможете предложить любые реформы, которые считаете необходимыми, в области искусства или защиты животных». Я поехала в Дели, чтобы принять клятву. В то время президентом был Раджендра Прасад, вице президентом – д-р Радакришнан, и конечно Неру, кто инициировал все это, был премьер министром. Я рада, что я согласилась участвовать в заседаниях правительства, даже в той небольшой роли, которая мне досталась – я смогла сделать кое-что нужное для защиты животных. Мне бы не удалось добиться этого как частному лицу. Я познакомилась со многими удивительными людьми, великими лидерами, я имела возможность даже подружиться с некоторыми из них. Все это очень помогло нам в нашей работе.

Визит Далай ламы в Калакшетру

Визит Далай ламы в Калакшетру

Оглядываясь назад, я совершенно четко вижу влияние Силы Божьей, которая управляла моей жизнью и направляла ее в нужное русло. Я не считаю, что создание Калакшетры - это моя личная заслуга, это заслуга всех моих сотрудников. Очень интересно, как каждый раз, когда дверь захлопывалась перед нашим носом, открывалась другая дверь. Всякий раз, когда мы встречались с непреодолимыми трудностями и думали, что настал последний день, каким-то образом наша работа выживала. И не только выживала, она росла. Росла дальше, чем я планировала. Вот поэтому я думаю, что есть Божественная воля, и работа, которая получила благословление от нее - бессмертна.


Скачать книгу "Рукмини Деви о себе": в формате Microsoft Word или в формате WinRar